Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Амурского УФАС России от 01.08.2014 по делу N А-15/40-2014 <О выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении договора на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети без проведения конкурса, а также в бездействии по проведению конкурса в течение 6 месяцев с даты заключения указанного договора и в последующем по истечении указанного срока>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2014 г. по делу № А-15/40-2014

(извлечение)

31 июля 2014 года объявлена резолютивная часть решения.
1 августа 2014 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело № <...> по признакам нарушения администрацией <...> района (далее - Администрация), ИНН <...>, находящейся по адресу: <...>, <...> область, с. <...>, ул. <...> <...>, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выраженного в действиях Администрации по заключению с <...> унитарным муниципальным предприятием <...> (далее - МУМП <...>) договора от 10 августа 2011 года на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района без проведения конкурса, а также в бездействии по проведению конкурса в течение 6 месяцев с даты заключения указанного договора и в последующем по истечении указанного срока,

установила:

в Амурское УФАС России поступило обращение управления автодорожного надзора по <...> области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на действия Администрации по заключению с МУМП <...> договора на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района без проведения конкурса.
По результатам рассмотрения обращения приказом Амурского УФАС России от 16 июля 2014 г. № 182 в отношении Администрации в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" возбуждено дело № <...> и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции". Определением от 17 июля 2014 года рассмотрение дела назначено на 31 июля 2014 года в 10 часов 00 минут, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУМП <...>.
На заседание Комиссии явилась представитель ответчика <...>. Представителя заявителя и заинтересованного лица на заседание Комиссии не явились, уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Комиссией принято решение о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Письмом от 25 июля 2014 г. № <...> Администрация направила в Амурское УФАС России выписку из устава муниципального образования <...> район, копии распоряжения Администрации от 21 октября 2010 г. № <...> о вступлении в должность главы <...> района <...>, расписания движения автобуса по маршруту № <...> <...> - <...>, утвержденного главой <...> района в 2011 году, расписания движения автобуса по маршруту № <...> <...> - <...>, утвержденного главой <...> района в 2011 году, расписания движения автобуса по маршруту № <...> <...> - <...>, утвержденного главой <...> района в 2011 году, объяснительной записки МУМП <...> от 23 июля 2014 г. № <...>.

Письмом от 30 июля 2014 г. № <...> Администрация сообщила, что в целях реализации Закона Амурской области от 2 декабря 2004 г. № 394-ОЗ "Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области" распоряжением Администрации от 11 июня 2014 г. № 367-р утвержден состав комиссии по отбору претендентов на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования в <...> районе. В газете <...> 6 июня 2014 года опубликовано объявление Администрации о том, что проводится конкурс на обслуживание муниципальных автобусных маршрутов общего пользования, согласно утвержденной муниципальной сети по маршрутам. Администрация расторгла договор от 10 августа 2011 года, заключенный между Администрацией и МУМП <...>. До проведения конкурса 17 июня 2014 года между Администрацией и МУМП <...> заключен договор б/н на пассажирские перевозки. На участие в конкурсе подана одна заявка со стороны МУМП <...>, так как других организаций на территории района, осуществляющих вид деятельности по перевозке людей, за исключением индивидуальных предпринимателей, нет. После вскрытия конвертов 14 июля 2014 года комиссией принято решение о признании конкурса несостоявшимся и о проведении процедуры рассмотрения заявки на участие в конкурсе 16 июля 2014 года. Согласно протокола рассмотрения от 16.0.2014 на рассмотрение представлена единственная заявка на участие в конкурсе от МУМП <...>. Конкурс объявлен несостоявшимся по причине непредставления копии сертификата в соответствии с требованиями и условиями, установленными в Порядке проведения конкурса на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования в <...> районе. Предоставление не всех документов в соответствии с Перечнем, является основанием для получения отказа в допуске к участию в конкурсе.
К указанным пояснениям Администрацией представлены копии договора от 17 июня 2014 года заключенного между Администрацией и МУМП <...> на пассажирские перевозки, информационное письмо Администрации от 20 марта 2014 г. № <...> в РИМУ <...>, выписка из газеты <...> от 6 июня 2014 г. № <...>, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 14 июля 2014 года, протокол рассмотрения конвертов с заявками на участие в конкурсе от 16 июля 2014 года, постановление Администрации от 28 мая 2014 г. № 409, соглашение о расторжении договора от 10 августа 2011 года.
В заседании Комиссии представитель ответчика признала факт нарушения, поддержала изложенные в письменных пояснениях доводы.
На вопросы Комиссии представитель ответчика пояснила, что Порядок проведения конкурсов на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования Администрации основан на Законе Амурской области № 394-ОЗ "Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области". Порядок дублирует областной порядок. Реквизиты документа № <...> от 11 июня 2014 года. Для индивидуальных предпринимателей ограничений для осуществления перевозок нет. Других предприятий, кроме МУМП <...>, занимающихся перевозками пассажиров, нет. Предприниматели не подают заявки на конкурс, им это не выгодно. Предпринимателей немного - <...> и <...>, возможность их участия в конкурсе как группы лиц не рассматривалась. Конкурс объявлялся на все семь маршрутов. На конкурс вышло только МУМП <...>. Лица, осуществляющие деятельность в других районах области, также не ограничены принять участие в конкурсе. 16 июня 2014 года расторгнут договор от 10 августа 2011 года, далее 17 июня 2014 года заключен новый договор до проведения конкурса, конкурс не состоялся. Маршруты на конкурс можно разбить по лотам, чтобы оказание услуг было более доступным предпринимателям.
Заявитель и заинтересованное лицо письменную позицию по делу не представили.
Заслушав пояснения ответчика, исследовав представленные в материалы дела документы, Комиссия установила следующее.
Постановлением Администрации от 13 ноября 2010 г. № 623 утверждена муниципальная маршрутная сеть транспорта общего пользования на территории <...> района и признаны действующими в 2010 году муниципальные регулярные маршруты на территории <...> района: 1. <...> - <...>, 2. <...> - <...>, 3. <...> - <...>, 4. <...> - <...>, 5. <...> - <...>, 6. <...> - <...>, 7. <...> - <...>.
Постановлением Администрации от 28 июня 2011 г. № 497 создано <...> унитарное предприятие <...> (далее - МУМП <...>).
Постановлением Администрации от 13 июля 2011 г. № 529 утвержден устав МУМП <...>, согласно которому предприятие осуществляет деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, внутригородские, пригородные и междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки.
10 августа 2011 года между администрацией <...> района и МУМП <...> заключен договор на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района в целях предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями района. От Администрации договор подписан главой <...> района <...>.
Пунктом 6.1 срок действия договора установлен на период с 1 августа 2011 года до момента проведения конкурса.
Постановлением Администрации от 28 мая 2014 г. № 409 утверждена муниципальная маршрутная сеть транспорта общего пользования на территории <...> района и признаны действующими в 2014 году муниципальные регулярные маршруты на территории <...> района: 1. <...> - <...>, 2. <...> - <...>, 3. <...> - <...>, 4. <...> - <...>, 5. <...> - <...> - <...>.
Письмом от 29 мая 2014 г. № <...> Администрация обратилась в <...> муниципальное унитарное предприятие <...> <...> о размещении на страницах газеты <...> информации о проведении Администрацией конкурса на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования по утвержденным постановлением Администрации от 28 мая 2014 г. № 409 маршрутам.
В газете <...> от 6 июня 2014 г. № <...> опубликовано объявление Администрации о проведении конкурса на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования по вышеуказанным маршрутам.
Соглашением от 16 июня 2014 года Администрация и МУМП <...> расторгли договор на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района от 10 августа 2011 года.
17 июня 2014 года между администрацией <...> района и МУМП <...> заключен договор на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района в целях предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями района. От Администрации договор подписан главой <...> района <...>.
Пунктом 6.1 срок действия договора установлен на период с момента его подписания до проведения конкурса. Поскольку в пункте 6.1 договора не указано до проведения какого конкурса данный договор действует, основания считать договор прекратившим свое действие с момента проведения конкурса, объявленного Администрацией 6 июня 2014 года, отсутствуют. Сведения о расторжении указанного договора не представлены.
11 июля 2014 года распоряжением Администрации № 367-р в целях реализации Закона Амурской области от 2 декабря 2004 г. № 394-ОЗ "Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области" и в соответствии с Порядком проведения конкурса на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования в <...> районе, утвержденным постановлением Администрации от 11 июня 2014 г. № 451 утвержден состав комиссии по отбору претендентов на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования в <...> районе.
Согласно протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования в <...> районе от 14 июля 2014 года конкурс признан несостоявшимся в связи с поступлением одной заявки от МУМП <...>, решено провести рассмотрение заявки на участие в конкурсе 16 июля 2014 года.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования в <...> районе от 16 июля 2014 года в соответствии с пунктом 31 Порядка проведения конкурса на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования в <...> районе отказано в допуске к участию в конкурсе МУМП <...> в связи с непредставлением копии сертификата соответствия на услугу по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, конкурс признан несостоявшимся.
Как следует из объяснительной записки МУМП <...> от 23 июля 2014 г. № <...>, предприятие создано на основании постановления главы района от 28 июня 2011 года в целях предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями района. 10 августа 2011 года с Администрацией заключен договор на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района до проведения конкурса. О том, почему не проведен в срок конкурс, предприятие пояснить не может. В настоящее время на территории района предприятия, которое бы официально предоставляло транспортные услуги населению, нет, существует только частный извоз. Из-за убыточности всех обслуживаемых муниципальных маршрутов никто не хочет этим видом деятельности законно заниматься.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона Амурской области от 22 декабря 2004 г. № 394-ОЗ "Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области" (далее - Закон № 394-ОЗ) в редакции, действовавшей на дату заключения договора, органы местного самоуправления организуют проведение конкурса на муниципальных регулярных автобусных маршрутах общего пользования, по результатам которого заключают договор на обслуживание муниципального регулярного автобусного маршрута общего пользования.
Частью 3 статьи 5 Закона № 394-ОЗ установлено, что перевозка пассажиров по муниципальным, пригородным и межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам общего пользования осуществляется на основании договора на обслуживание маршрута. Договор заключается по итогам конкурса, кроме случаев, предусмотренных частью 4 указанной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 394-ОЗ заключение договора без проведения конкурса осуществляется в следующих случаях:
1) открытие маршрута (за исключением городского регулярного автобусного маршрута общего пользования);
2) досрочное расторжение ранее заключенного договора;
3) приостановление действия лицензии перевозчика, осуществляющего обслуживание маршрута;
4) аннулирование лицензии перевозчика, осуществляющего обслуживание маршрута;
5) признание конкурса несостоявшимся, если на конкурс не подана ни одна заявка либо все поданные заявки признаны не соответствующими требованиям и условиям конкурса.
Как установлено частью 5 статьи 5 Закона № 394-ОЗ заключение договора осуществляется в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5 части 4 статьи 5 Закона № 394-ОЗ, на срок до заключения договора по итогам конкурса, но не более чем на шесть месяцев, а в случае, указанном в пункте 3 настоящей части, - на срок до возобновления действия лицензии.
Заключение договора на обслуживание муниципальных, пригородных и межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования без проведения конкурса осуществляется путем публичного предложения в порядке, установленном постановлением Правительства области.
Указанные нормы Закона № 394-ОЗ в действующей редакции предусматривают аналогичные положения.
Постановлением Правительства Амурской области от 15 июля 2010 г. № 382 утвержден порядок привлечения автомобильного транспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к обслуживанию регулярных автобусных маршрутов общего пользования на муниципальных, пригородных и межмуниципальных маршрутах (далее - Порядок), согласно пункту 1 которого привлечение автомобильного транспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к обслуживанию регулярных автобусных маршрутов общего пользования на муниципальных, пригородных и межмуниципальных маршрутах (далее - маршруты регулярных перевозок) осуществляется на конкурсной основе.
Постановлением Правительства Амурской области от 3 июня 2011 г. № 364 утвержден порядок проведения конкурса на обслуживание муниципальных, пригородных и межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования.
Согласно части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Действия администрации <...> района по заключению с МУМП <...> договора от 10 августа 2011 года на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района без проведения конкурса, бездействие по проведению конкурса в течение 6 месяцев с даты заключения указанного договора и в последующем по истечении указанного срока приводят к устранению конкуренции на рынке по оказанию услуг пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети в географических границах <...> района, ограничивая доступ на указанный рынок хозяйствующим субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории <...> района), осуществляющим перевозки и имеющим право быть участниками конкурса на право заключения договора осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района.
Действия администрации <...> района по заключению в последующем с МУМП <...> договора от 17 июня 2014 года на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района без проведения конкурса в отсутствие предусмотренных частью 4 статьи 5 Закона № 394-ОЗ оснований, аналогично, приводят к устранению конкуренции на рынке по оказанию услуг пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети в географических границах <...> района, ограничивая доступ на указанный рынок хозяйствующим субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории <...> района), осуществляющим перевозки и имеющим право быть участниками конкурса на право заключения договора осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района.
Таким образом, действия администрации <...> района по заключению с МУМП <...> договоров от 10 августа 2011 года и 17 июня 2014 года на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района без проведения конкурса, а также бездействие по проведению конкурса в течение 6 месяцев с даты заключения договора от 10 августа 2011 года и в последующем по истечении указанного срока нарушают часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении нарушения, Комиссия приходит к выводу, что Администрацией нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" частично устранены путем расторжения 16 июня 2014 года договора от 10 августа 2011 года на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района, а также путем проведения конкурса на обслуживание муниципальных регулярных автобусных маршрутов общего пользования в <...> районе, объявленного Администрацией 6 июня 2014 года, следовательно, необходимость выдачи предписания об устранении нарушения в данной части отсутствует.
Вместе с тем, Комиссия полагает необходимым выдать Администрации предписание принять меры, направленные на расторжение договора от 17 июня 2014 года на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района, заключенного с МУМП <...>, а также в случае необходимости заключения договора на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района, заключить указанный договор в соответствии с требованиями статьи 5 Закона № 394-ОЗ.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России

решила:

1. Признать действия администрации <...> района, ИНН <...>, находящейся по адресу: <...>, <...> область, с. <...>, ул. <...> <...>, по заключению с <...> унитарным муниципальным предприятием <...> договоров от 10 августа 2011 года и 17 июня 2014 года на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети <...> района без проведения конкурса, а также бездействие по проведению конкурса в течение 6 месяцев с даты заключения договора от 10 августа 2011 года и в последующем по истечении указанного срока, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации <...> района предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------