Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Амурского УФАС России от 28.07.2014 по делу N А-15/38-2014 <О выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выраженного в создании дискриминационных условий хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2014 г. по делу № А-15/38-2014

(извлечение)

17 июля 2014 года объявлена резолютивная часть решения.
28 июля 2014 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело № <...> по признакам нарушения администрацией г. <...> пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выражающегося:
1. В принятии постановления от 25 апреля 2013 г. № 760, устанавливающего, что в 2013 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ "М.", МОБУ ДОД ООЛ "Б." в сумме 12889,20 руб., что составляет 60% от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории <...> области, в сумме 8592,8 руб., что составляет 40% от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.
2. В принятии постановления от 22 апреля 2014 г. № 700, устанавливающего, что в 2014 году частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ "М.", МОБУ ДОД ООЛ "Б." в сумме 10741 руб., что составляет 50% от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории <...> области, в сумме 4296,40 руб., что составляет 20% от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи,

установила:

в Амурское УФАС России поступило заявление <...> на действия администрации г. <...>, выраженные в принятии постановления от 22 апреля 2014 г. № 700 "О предоставлении частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2014 год", создающем дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
Приказом Амурского УФАС России от 3 июля 2014 г. № 175 в отношении администрации г. <...> возбуждено дело по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции". Определением Амурского УФАС России от 8 июля 2014 года рассмотрение дела назначено на 17 июля 2014 года в 10.00.
На заседание комиссии 17 июля 2014 года явились: представители администрации г. <...> <...> (по доверенности от 16 июля 2014 г. № <...>), <...> (по доверенности от 14 июля 2014 г. № <...>), представитель ООО <...> (далее - Общество-1) в лице филиала <...> железная дорога <...> (по доверенности от 15 января 2014 г. № <...>). ОАО <...> (далее - Общество-2) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества, ходатайство удовлетворено. Заявитель явку не обеспечила, уведомлена надлежащим образом.
В ходе заседания комиссии представители администрации г. <...> пояснили, что при обстоятельствах, когда решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости детей и молодежи установлен только нижний предел частичной оплаты средней стоимости путевки (20%), а верхний предел такой оплаты не установлен, содержащиеся в постановлениях администрации г. Белогорска от 22 апреля 2014 г. № 700, 25 апреля 2013 г. № 760 нормы о частичной оплате стоимости путевок не противоречат антимонопольному законодательству. Решение о частичной оплате путевок для детей работающих граждан в МОАУ ДОД ООЛ "М.", МОАУ ДОД ОООЛ "Б." в размере 50% от средней стоимости путевки, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи, и - в размере 20% в другие загородные лагеря <...> области принято администрацией г. <...> с учетом запросов жителей города. Согласно пояснениям представителей администрации г. <...> у жителей г. <...> наибольшим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ "М.", МОАУ ДОД ОООЛ "Б.", поскольку эти загородные лагеря расположены рядом с городом, организована доставка детей в места отдыха и обратно, цена путевки в указанные лагеря является одной из самых низких по <...> области. Постановлением администрации г. Белогорска от 3 июня 2014 г. № 924 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря <...> области для детей, проживающих на территории г. <...>, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения. Указанным постановлением утверждено, что частичная оплата стоимости путевки производится в детские стационарные оздоровительные лагеря в размере 40% стоимости путевки, но не более 40% средней стоимости путевки, рекомендованной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи в 2014 году. Несмотря на то, что размер частичной оплаты стоимости путевки, установленный указанным постановлением, одинаков для всех загородных лагерей, большим спросом пользуются путевки в МОАУ ДОД ООЛ "М.", МОАУ ДОД ООЛ "Б.".
Представитель Общества-1 филиал - <...> железная дорога, пояснила, что на территории <...> области расположены детские оздоровительные лагеря "М.", "С. б.". Работники общества, приобретая путевки в загородные лагеря "М.", "С. б.", оплачивают 3000 рублей, Общество-1 самостоятельно обращаются в администрацию г. <...> за получением частичной оплаты стоимости путевки из бюджета в размере, установленном постановлением от 22 апреля 2014 г. № 700, а именно 20%. В последние годы, согласно пояснениям представителя общества, наблюдается снижение количества детей, отдыхающих в лагерях "М.", "С. б.". Общество-1 филиал - <...> железная дорога заинтересовано в утверждении размеров частичной оплаты стоимости путевки в размерах, утвержденных для МОАУ ДОД ООЛ "М.", МОАУ ДОД ОООЛ "Б.". Путевки в детские оздоровительные лагеря "М.", "С. б." могут приобрести все желающие, не только работники общества.
Согласно письменным пояснениям Общества-2 с 5 июня по 20 июля на турбазе М., являющейся структурным подразделением филиала Общества-2 - "<...> электрические сети", действует детский оздоровительный лагерь "Э.". Стоимость путевки на 2013 год составляла 25000 рублей, в 2014 году - 28500 рублей. В связи с тем, что заполняемость лагеря "Э." является полной, общество не усматривает ущемление законных прав и интересов постановлениями администрации г. Белогорска от 22 апреля 2014 г. № 700, 25 апреля 2013 г. № 760.
Согласно письменным пояснениям <... > несмотря на то, что частичная оплата средней стоимости путевки предоставляется работающим гражданам в лагеря "М.", "Б." в размере 10741 рубля (50% от средней стоимости путевки), а в другие загородные лагеря 4296,40 рубля (20% средней стоимости путевки), дети не желают отдыхать каждый год в одном и том же лагере. Считает, что постановление администрации г. Белогорска от 22 апреля 2014 г. № 700 направлено на увеличение продаж в загородные лагеря "Б.", "М.".
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы, установила следующее.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
25 сентября 2013 года постановлением Правительства Амурской области № 448 утверждена государственная программа "Развитие образования Амурской области на 2014 - 2020 годы".
Решением областной межведомственной комиссии по оздоровлению и занятости молодежи № 1 от 18 февраля 2014 года утверждена средняя стоимость путевки в детские стационарные оздоровительные лагеря, используемая при определении уровня частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан за счет средств субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на указанные цели, в период оздоровительной кампании 2014 года в размере 21482 рублей на 21 день.
Приложение № 8 к вышеназванному решению содержит реестр стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, функционирующих на территории <...> области в 2014 году. Согласно указанному реестру на территории <...> области расположен 21 детский стационарный оздоровительный лагерь.
Постановлением администрации г. Белогорска от 25 апреля 2013 г. № 760 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2013 год.
Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ "М.", МОБУ ДОД ООЛ "Б." в сумме 12889,20 руб., что составляет 60% от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории <...> области, в сумме 8592,8 руб., что составляет 40% от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.
Постановлением администрации г. Белогорска от 22 апреля 2014 г. № 700 утвержден порядок предоставления частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления в каникулярное время на 2014 год.
Пунктом 3 указанного порядка предусмотрено, что частичная оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится в размерах:
- в МОБУ ДОД ООЛ "М.", МОБУ ДОД ООЛ "Б." в сумме 10741 руб., что составляет 50% от средней стоимости путевки для детей работающих граждан (21482 руб.), установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи;
- в другие загородные лагеря, расположенные на территории <...> области, в сумме 4296,40 руб., что составляет 20% от средней стоимости путевки для детей работающих граждан, установленной областной межведомственной комиссией по оздоровлению и занятости детей и молодежи.
Пунктом 2 постановлений администрации г. Белогорска от 25 апреля 2013 г. № 760, от 22 апреля 2014 г. № 700 предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению частичной оплаты стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время соответственно в 2013, 2014 годах является "Комитет по образованию и делам молодежи Администрации города <...>" (далее - МКУ КОДМ г. <...>).
МКУ КОДМ г. <...> создано в соответствии с решением Совета народных депутатов г. Белогорска от 23 декабря 2011 г. № 50/353. Согласно положению о МКУ КОДМ г. <...> комитет является муниципальным органом осуществляющим управление в сфере образования.
В соответствии с пунктами 12 постановлений администрации г. Белогорска от 25 апреля 2013 г. № 760, от 22 апреля 2014 г. № 700 частичная оплата стоимости путевок производится организациям отдыха и оздоровления детей в случае наличия соответствующего договора, заключенного между организацией отдыха и оздоровления детей и МКУ КОДМ г. <...>.
Согласно информации, представленной администрацией г. <...>, МКУ КОДМ г. <...> заключены договоры со следующими хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время:
- МОБУ ДОД ООЛ "Б." (договоры от 10 июня 2013 г. № <...>, 3 июля 2013 г. № <...>, 26 июля 2013 г. № <...>, 21 мая 2014 г. № <...>);
- МОБУ ДОД ООЛ "М." (договор от 23 мая 2014 г. № <...>, 14 июня 2013 г. б/н, 9 июля 2013 г. б/н, 1 августа 2013 г. б/н);
- ГАУ АО ДОЛ "К." (договор от 2 июля 2013 г. № <...>, от 20 мая 2014 г. № <...>);
- ДОЛ <...> железная дорога филиал Общества-1 (договор от 18 июля 2013 г. № <...>);
- Общество-2 (договор от 31 мая 2013 года);
- МАУ ДОЛ "О." (договор от 26 июня 2013 г. № <...>).
Сведения о стоимости путевок, размерах частичной оплаты и сумм, подлежащих оплате родителями с учетом размеров частичной оплаты стоимости путевок в загородные лагеря, установленных постановлениями администрации г. Белогорска от 25 апреля 2013 г. № 760, от 22 апреля 2014 г. № 700 представлены в следующей таблице.

ДОЛ
2013 год
2014 год
Стоимость путевки
Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета
Родительская плата
Стоимость путевки
Частичная оплата стоимости путевки за счет бюджета
Родительская плата
"Б.", "М."
19500
12889,0
6610,8
22000
10741
11259
"К."
26000
8592,8
17407,0
27000
4296,4
22704
"С. б."
22173
8592,8
13580,0
22761
4296,4
18465
"Э."
25000
8592,8
16407,0
28500
4296,4
24204

Данные таблицы свидетельствуют о том, что с финансовой точки зрения родители заинтересованы в приобретении путевок в загородные лагеря "Б.", "М.", так как размер родительской платы с учетом возмещения из бюджета ниже, чем в другие загородные лагеря. Наиболее наглядно об этом свидетельствует сравнительный анализ стоимости путевок в лагеря "Б.", "М." и "С. б." - стоимость путевки на 2014 год близко сопоставима (22000 рублей и 22761 рублей соответственно), при этом родительская плата в лагеря г. <...> составит 11259 рублей, в лагерь "С. б." - 18465 рублей, то есть на 64% больше, чем в лагеря "Б.", "М.", при том, что стоимость путевки лишь на 3,5% превышает стоимость путевки в указанные лагеря.
Доводы администрации г. <...> о том, что установление разных процентов частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря не оказывает решающего влияния на выбор родителем места отдыха ребенка не подтверждаются сведениями, представленными в материалы дела.
Так согласно информации, представленной администрацией г. <...> в 2011 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнуло 687 детей, из них в лагерях "Б.", "М." 504, в остальных 183 ребенка. В 2012 году в детских стационарных оздоровительных лагерях отдохнул 571 ребенок, из них в лагерях "Б.", "М." 432, в остальных 139 детей. Согласно сведениям администрации г. <...> до 2013 года процент частичной оплаты стоимости путевок в стационарные оздоровительные лагеря был равным для всех организаций отдыха, при этом, наблюдается снижение общего количества отдохнувших детей на 116 (17%) детей в 2012 году по сравнению с 2011 годом, в том числе за счет снижения количества отдохнувших в лагерях г. <...> на 72 (14%) ребенка и за счет отдохнувших в других лагерях - на 44 (24%).
С 2013 года - с момента установления процента частичной оплаты путевок в лагеря "Б.", "М." в размере, превышающем соответствующий показатель для других организаций отдыха, тенденция меняется: в 2013 году общее количество отдохнувших детей возрастает на 31 (5,4%) ребенка по сравнению с 2012 годом, в том числе за счет увеличения количества отдохнувших в лагерях г. Белогорска на 48 (11%) детей и снижения количества отдохнувших в других лагерях - на 17 (12%) человек.
Соответственно, действия администрации г. <...>, выраженные в установлении процента частичной оплаты стоимости путевки в МОБУ ДОД ООЛ "М.", МОБУ ДОД ООЛ "Б." в размерах превышающих аналогичный показатель для других загородных лагерей направлены на стимулирование продаж путевок в загородные лагеря, учредителем которых является муниципальное образование г. <...>.
Статьей 15 Закона "О защите конкуренции" введен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, в том числе путем установления запретов или введения ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
В соответствии со статьей 4 Закона "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
По смыслу пункта 17 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. № 14686/10 указано, что согласно части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу о наличии в действиях администрации г. <...>, выраженных в утверждении постановлениями от 25 апреля 2013 г. № 760, от 22 апреля 2014 г. № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России

решила:

1. Признать действия администрации г. <...>, выраженные в утверждении постановлениями от 25 апреля 2013 г. № 760, от 22 апреля 2014 г. № 700 Порядка предоставления частичной оплаты средней стоимости путевок для детей работающих граждан в организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на 2013, 2014 годы, положения пункта 3 которых создают дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по организации отдыха и оздоровления детей, нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации г. <...> предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------