Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Амурского УФАС России от 25.02.2014 по делу N А-15/02-2014 <О выдаче предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, выразившихся в действиях администрации по закреплению муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения населению на коммерческой основе, за некоммерческой организацией - муниципальным бюджетным учреждением культуры на праве оперативного управления, и используемого учреждением в хозяйственной деятельности для извлечения прибыли, повлекших недопущение, ограничение, устранение конкуренции>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу № А-15/02-2014

(извлечение)

13 февраля 2014 года объявлена резолютивная часть решения.
25 февраля 2014 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
материалы дела № <...> по признакам нарушения администрацией <...> сельсовета <...> района <...> области (далее - Администрация), ИНН <...>, находящейся по адресу: 676936, Амурская область, с. <...>, ул. <...>, <...>, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выраженного в действиях Администрации по закреплению муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения населению на коммерческой основе, за некоммерческой организацией - муниципальным бюджетным учреждением культуры <...> (далее - МБУК <...>) на праве оперативного управления и используемого учреждением в хозяйственной деятельности для извлечения прибыли, повлекшие недопущение, ограничение, устранение конкуренции,

установила:

в Амурское УФАС России поступило заявление ООО <...> (далее - Общество-1) на действия главы муниципального образования <...> сельсовет по факту незаконной передачи принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию <...> сельсовета недвижимого имущества (котельной, водонапорной башни, скважины) муниципальному бюджетному учреждению культуры, оказывающему коммунальные услуги населению с использованием данного имущества за плату.
По результатам рассмотрения заявления приказом Амурского УФАС России от 17 февраля 2014 г. № <...> (в редакции приказа от 12 февраля 2014 г. № <...>) в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" возбуждено дело № <...> и создана комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции". Определением председателя комиссии от 21 января 2014 года рассмотрение дела назначено на 13 февраля 2014 года в 10 часов 00 минут.
На заседание комиссии явился представитель ответчика - Администрации - <...>, доверенность от 7 февраля 2014 г. № <...>, представитель заявителя - Общества-1 - <...>, приказ от 13 декабря 2012 г. № <...>, заинтересованное лицо - МБУК <...> - <...>, постановление Администрации от 11 октября 2011 г. № 27.
От Администрации письмом 11 февраля 2014 г. № 28 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Указанное ходатайство отклонено, поскольку явка представителя Администрацией обеспечена. В ходе заседания комиссии представитель заявителя пояснил, что поддерживает свою позицию, указал, что Администрация должна была провести торги по предоставлению имущества в пользование осенью 2013 года, однако до настоящего времени торги не проведены и не объявлены. Коммунальные услуги предоставляет МБУК <...>. Общество-1 осуществляет деятельность на территории <...> района. Предыдущее Общество-1 был подведен к процедуре банкротства и бывший глава района предложил создать новое предприятие. На территории района имеются и другие ресурсоснабжающие организации - "О.", "Б.", "И.", всего не менее 10 - 12 организаций, которые в случае проведения торгов, принимали участие в них, как например в с. <...>, с. <...>. Там проводились конкурсы, заключены договоры аренды с победителем - Обществом-1 на 5 лет. У общества имеются инвестиционные программы, и общество может принимать участие в торгах по заключению концессионных соглашений в отношении объектов тепловодоснабжения. Действия Администрации ограничивают доступ к рынку оказания коммунальных услуг.

Исходя из смысла решения, имеется в виду: "... заключенное между Администрацией и Обществом-1 ..."; "... наблюдение сроком до 18 марта 2013 года ...".
------------------------------------------------------------------
Администрацией в материалы дела представлены пояснения, согласно которым 26 ноября 2010 года Администрацией заключен договор с Обществом-1 о передаче недвижимого имущества, являющегося собственностью муниципального образования <...> сельсовет - центральная котельная с оборудованием, сроком на 5 лет, юридический адрес "А.": с. <...>, <...> район, <...> область, ул. <...>, <...>. За время пользования муниципальным имуществом задолженность по арендной плате "А." составляет 490000,0 рублей. По результатам рассмотрения дела Арбитражным судом Амурской области 13 декабря 2012 года утверждено мировое соглашение, заключенное между Администрацией Обществом-1, задолженность в размере 350000,0 рублей подлежала оплате единовременно в срок до 28 февраля 2013 года. Однако Общество-1 задолженность не погасил. Определением Арбитражного суда Амурской области от 17 декабря 2012 года в отношении Общества-1 введена процедура банкротства - наблюдение сроком 18 марта 2013 года, Администрация включена в реестр кредиторов. Решением от 20 мая 2013 года суд признал Общество-1 несостоятельным (банкротом), открыл конкурсное производство сроком до 20 августа 2013 года. Между Администрацией и Обществом-1 в целях урегулирования спора по договору в связи с признанием Общества-1 несостоятельным (банкротом) заключено мировое соглашение от 30 июня 2013 года о расторжении договора № 1 от 26 ноября 2010 года (акт приема-передачи имущества от 30 июня 2013 года) и включении в сумму долга кредиторской задолженности по арендной плате за период с 1 января 2013 года по 1 июля 2013 года в размере 140000,0 рублей. Общество-1 продолжает оказывать услуги населению по водоснабжению, а с 1 сентября 2013 года не оказывает и эти услуги. Бухгалтер-кассир Общества-1 осуществляет сбор за ЖКУ с населения за период июль, август, сентябрь в полном объеме, мотивируя это тем, что Общество-1 продолжает работать, говоря жителям, что если они не заплатят, то на них подадут в суд. Котельная не подготавливалась к отопительному сезону, не был произведен текущий ремонт, отсутствовал 45-ти суточный запас угля на котельной, а в апреле начались отключения котельной от электроэнергии. Администрацией был объявлен аукцион по заключению договора аренды муниципального имущества - центральной котельной с оборудованием 3 сентября 2013 года и размещен на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. Распоряжением главы Администрации от 18 сентября 2013 г. № 51 "О внесении изменений в аукционную документацию" открытый аукцион на право заключения договора аренды имущественного комплекса объектов теплоснабжения по Лоту № <...> отменен. Заявок на момент отмены аукциона не поступало. Общество-1 (ОГРН <...>, поставлен на учет 13 декабря 2013 года, вновь созданная организация) обратился в Администрацию о принятии заявки на участие в аукционе за 15 минут до окончания приема заявок, не владея информацией, что аукцион официально отменен. В целях недопущения срыва отопительного сезона Администрация приступила к ремонту котельной, передала на праве оперативного управления центральную котельную, водонапорную башню, скважину, теплотрассу МБУК <...>, действующему на основании Устава. В настоящее время МБУК <...> занимается оказанием жилищно-коммунальных услуг населению. МБУК <...> с ООО <...> (далее - Общество-2) 22 ноября 2013 года заключен договор по проведению расчетов и экспертизы: - нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2014 год; - нормативов удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию на 2014 год; - нормативов создания запасов топлива на котельных на 2014 год для предоставления в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области. Администрацией 17 января 2014 года получена выписка из приказа Управления государственной регистрации регулирования цен и тарифов Амурской области "Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативов создания запасов топлива на котельной для Муниципального бюджетного учреждения культуры "Культурно-досуговое объединение" (с. Солнечное Ивановский район) на 2014 - 2015 годы". В настоящее время МБУК <...> продолжает оказывать услуги тепло-водоснабжения на территории <...> сельсовета. На территории Ивановского района могут оказывать услуги тепловодоснабжения следующие организации: "К.", "К.-1", ОАО <...> (далее - Общество-3), ООО <...> (далее - Общество-4), ООО <...> (далее - Общество-4), ООО <...> (далее - Общество-6).
На заседании комиссии представитель ответчика пояснила, что на сентябрь 2013 года котельная не была отремонтирована, уголь не завезен, оборудование вывезено. Собрание жителей поселения выразило недоверие предприятию. Арендная плата в Администрацию за пользование имуществом не вносилась. Чтобы не сорвать отопительный сезон, конкурс был отменен, Администрация приняла решение срочно отремонтировать котельную, для чего котельная была передана МБУК <...>, которое стало осуществлять отопление по старым тарифам. Позднее торги не объявлялись, чтобы завершить отопительный сезон. Администрация планирует в дальнейшем объявлять конкурс. МБУК <...> услуги по водоотведению не ведет, данные услуги оказывает частный предприниматель <...> по тарифам "К." и принимает платежи. Заранее торги не проводили, поскольку долго расторгали отношения с Обществом-1, 30 июня 2013 года. Администрация обзванивала ресурсоснабжающие организации, принять имущество согласился только "К.", письменно в адрес этих организаций не обращались. Сеть водоотведения в поселении отсутствует, отходы откачиваются из септиков.
Представитель заинтересованного лица пояснила комиссии, учреждение было поставлено перед фактом, чтобы не сорвать отопительный сезон необходимо начать оказание услуг, было в срочном порядке отремонтировано имущество, осуществляется предоставление услуг за плату, учреждению культуры приходится заниматься не свойственной ему деятельностью. Оплата за услуги принимается авансовым способом. На 21 февраля 2014 года назначено утверждение тарифов, после чего будет произведен перерасчет. Услуги оказываются как населению, так и юридическим лицам. Оплата за оказанные услуги поступает в муниципальный бюджет, в райфинотдел, принимает оплату кассир в учреждении по квитанциям в утвержденной форме.
Как следует из материалов дела, решением совета народных депутатов Ивановского района от 26 июля 2013 г. № 72 утвержден размер платы граждан за коммунальные услуги на территории <...> сельсовета с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года.
25 сентября 2013 года Администрацией издано распоряжение № 54 о закреплении муниципального имущества за МБУК <...> на праве оперативного управления, в том числе следующего имущества:
- центральная котельная общей площадью 342,3 кв. м, расположенная по адресу <...> область, <...> район, с. <...>, литер А;
- водонапорная башня общей площадью 8,5 кв. м, расположенная по адресу <...> область, <...> район, с. <...>, пер. <...>, литер А;
- скважина общей площадью 10,9 кв. м, расположенная по адресу <...> область, <...> район, с. <...>, пер. <...>, литер А;
- теплотрасса общей площадью 2525,7 кв. м, расположенная по адресу <...> область, <...> район, с. <...>, пер. <...>, литер Т, В.
Распоряжением Администрации от 27 сентября 2013 г. № 55 указанное имущество передано с баланса Администрации на баланс МБУК <...>.
Ранее указанное имущество находилось в аренде у Общества-1 на основании договора от 26 ноября 2010 г. № 1 "О передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью муниципального образования <...> сельсовет" и возвращено собственнику на основании мирового соглашения от 30 июня 2013 года, заключенного между Администрацией и Обществом-1, что подтверждается актом приема-передачи от 30 июня 2013 года.
Постановлением Администрации от 11 октября 2011 г. № 27 утвержден устав МБУК <...>, исходя из п. 1.2 которого учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры. Пункт 3.1 устава определяет, что основной целью деятельности учреждения является развитие культурной деятельности на территории муниципальных образований сел <...> и <...>, удовлетворение культурных потребностей населения указанных сел в продукции, работах и услугах в области культуры в различных формах и видах.
Как следует из п. 3.3 устава МБУК <...> создается в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, а также иных социально-культурных и досуговых целей. Пункт 3.7 устава определяет виды деятельности учреждения, направленные на реализацию указанных целей. Пункт 3.10 устава учреждения определяет виды деятельности, в том числе приносящие доход, не относящиеся к основным видам деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых учреждение создано.
С целью соответствия уставной деятельности МБУК <...> требованиям законодательства Российской Федерации постановлением Администрации от 17 сентября 2013 г. № 33 в устав МБУК <...> внесены изменения, в частности ст. 3 дополнена следующими словами:
- в п. 3.1 - "предоставление комплекса жилищно-коммунальных услуг (в т.ч. теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ";
- в п. 3.3 - "оказание жилищно-коммунальных услуг по тепло- и водоснабжению и водоотведению";
- в п. 3.7 - "обеспечение и поставка тепловой энергии; - холодного и горячего водоснабжения; - эксплуатация и техническое обслуживание тепловых сетей, котельной, водонапорной башни, скважины; - услуги по водоотведению; - техническое обслуживание жилого фонда; выполнение работ по благоустройству; - услуги бань; - услуги по вывозу мусора".
- в п. 3.10 - "оказания жилищно-коммунальных услуг (отопление, водоснабжение, водоотведение, подогрев воды), содержание и ремонт общего имущества домов; - начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги с учетом предоставляемой адресной помощи на оплату жилья и коммунальных услуг; - осуществление приема платежей собственников помещений в многоквартирных домах за предоставляемые ЖКУ; - оформление счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуги; - проведение перерасчета платежей за жилищно-коммунальные услуги ...".
9 октября 2013 года Администрацией в управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области направлено письмо о передаче тарифов, установленных для Общества-1 на услуги по теплоснабжению, водоснабжению, для МБУК <...>.
Из письма управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 11 октября 2013 года следует, что МБУК <...> не запрещено взимать плату за оказанные услуги по ранее утвержденным тарифам за 2013 год для Общества-1 и указано о возможности применять для расчетов с потребителями авансовые платежи, а в последующем произвести перерасчет в соответствии с установленными для МБУК <...> тарифами.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как установлено частью 3 статьи 297 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Как установлено статьей 9.2 Закона № 7 бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2 Закона № 7.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (пункт 4 статьи 9.2 Закона № 7).
Согласно статье 24 Закона № 7 некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов (часть 2 статьи 24 Закона № 7).
Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что теплоснабжение это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности, а теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение), а водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств и норм права МБУК <...> является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры. Учреждение вправе осуществлять деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2 Закона № 7 и уставе. МБУК <...> вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Однако, оказание услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения населению на коммерческой основе, несмотря на то, что данные виды деятельности внесены в устав МБУК <...>, не отвечает целям реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры, для исполнения которых создано данное учреждение.
Таким образом, МБУК <...>, являясь некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры, не вправе осуществлять коммерческую деятельность в сфере оказания услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения населению.
Доказательствами, подтверждающими осуществление МБУК <...> деятельности по оказанию коммунальных услуг, в том числе населению, за плату являются представленные учреждением в материалы дела картотека абонентов - физических лиц, договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 1 сентября 2013 года, заключенный с <...>, проживающей в с. <...> по ул. <...> <...>, кв. <...> (водоотведение, водоснабжение, отопление), счета на оплату жилищно-коммунальных услуг за октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, выставленные абоненту - <...>, договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 1 сентября 2013 года, заключенный с <...>, проживающим в с. <...> по ул. <...>, <...>, кв. <...> (водоотведение, водоснабжение, отопление), счетами на оплату жилищно-коммунальных услуг за октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, выставленными абоненту - <...>, договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг от 1 сентября 2013 года, заключенный с <...>, проживающей в с. <...> по ул. <...>, <...>, кв. <...> (водоотведение, водоснабжение, отопление), счетом на оплату жилищно-коммунальных услуг за октябрь 2013 года, выставленным абоненту - <...>, договор на оказание услуг по теплоснабжению от 31 декабря 2013 года, заключенный с МОАУ "Средняя общеобразовательная школа с. <...>" на период с января 2014 года, акт установления границ ответственности от 31 декабря 2013 года, составленный между МБУК <...> и указанным учреждением, счет от 20 января 2014 года № <...>, выставленный указанному учреждению для оплаты услуг за январь 2014 года, акт об оказании услуг от 20 января 2014 г. № <...> по предоставленным МОАУ "Средняя общеобразовательная школа с. <...>" услугам теплоснабжения в январе 2014 года, аналогичные счет и акт от 17 января 2013 г. № <...>, аналогичные счет и акт от 20 января 2014 г. № <...> по водоснабжению за декабрь 2013 года, аналогичный договор, заключенный с ГБУ АО "<...> РСББЖ" от 24 декабря 2014 года, счета и акты от 17 декабря 2013 г. № <...> (теплоснабжение за декабрь 2013 года), от 1 декабря 2013 г. № <...> (теплоснабжение за ноябрь 2013 года), от 1 ноября 2013 г. № <...> (теплоснабжение за октябрь 2013 года), от 23 декабря 2013 г. № <...> (водоснабжение за ноябрь 2013 года), аналогичный договор от 1 сентября 2013 года с ГБУ ОА "<...> РСББЖ", акт установления границ ответственности от 31 декабря 2013 года, составленный между МБУК <...> и указанным учреждением от 21 октября 2013 года, счет и акт от 20 января 2014 г. № <...> (теплоснабжение за январь 2014 года), акт проверки управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25 декабря 2013 г. № 01-05/07, предписание указанного управления от 25 декабря 2013 г. № <...> о представлении заявления и необходимых документов для утверждения тарифов на оказываемые услуги на 2014 год.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г.
№ 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.
Как установлено частями 1, 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции настоящего Федерального закона), по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Частью 6 статьи 5 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 103-ФЗ установлено, что со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции настоящего Федерального закона), по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, установлен ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции" и предусматривает, что заключение указанных договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Таким образом, действия Администрации по закреплению муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг тепло-, водоснабжения населению на коммерческой основе, за некоммерческой организацией - МБУК <...> на праве оперативного управления противоречат вышеуказанным нормам действующего законодательства и создают препятствия в осуществлении деятельности хозяйствующим субъектам, имеющим право осуществлять указанную деятельность, путем ограничения доступа к пользованию муниципальным имуществом для оказания тепло-, водоснабжения по результатам конкурентной борьбы, а также создают ограничения в осуществлении указанных видов деятельности.
Следовательно, данные действия Администрации приводят к ограничению, устранению конкуренции на соответствующих товарных рынках по оказанию услуг тепло-, водоснабжения населению и пользованию муниципальным имуществом.
На основании вышеизложенного, комиссия приходит к выводу, что действия Администрации по закреплению муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг тепло-, водоснабжения населению на коммерческой основе, за некоммерческой организацией - МБУК <...> на праве оперативного управления и используемого учреждением в хозяйственной деятельности для извлечения прибыли, повлекшие недопущение, ограничение, устранение конкуренции, нарушают часть 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России

решила:

1. Признать действия администрации <...> сельсовета <...> района <...> области по закреплению муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг тепло-, водоснабжения населению на коммерческой основе, за некоммерческой организацией - МБУК <...> на праве оперативного управления и используемого учреждением в хозяйственной деятельности для извлечения прибыли, повлекшие недопущение, ограничение, устранение конкуренции, нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации <...> сельсовета <...> района <...> области предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------