Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Амурского УФАС России от 19.12.2014 по делу N А-15/56-2014 <О выдаче предписания, о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в бездействии по демонтажу рекламных конструкций>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу № А-15/56-2014

(извлечение)

11 декабря 2014 года объявлена резолютивная часть решения.
19 декабря 2014 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев дело № <...> по признакам нарушения администрацией <...> района, находящейся по адресу: <...>, <...> область, п. <...>, ул. <...> <...>, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выражающегося в бездействии по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),

установила:

Амурским УФАС России в соответствии с письмом ФАС России от 20 августа 2014 г. № <...> "О порядке демонтажа рекламных конструкций" и в соответствии с поручением руководителя Амурского УФАС России в адрес администраций муниципальных образований <...> области направлены запросы на предмет соблюдения органами местного самоуправления <...> области предусмотренной законодательством о рекламе обязанности выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных с нарушением требований действующего законодательства, а также о принятых органами местного самоуправления обязательных мерах в случаях неисполнения предписаний.
Как следует из пояснений администрации <...> района от 24 октября 2014 г. № <...>, представленных по запросу Амурского УФАС России, в 2014 году администрацией выдано 39 предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, по 20 из которых сведения об исполнении отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения представленной в ответ администрацией <...> района информации, приказом Амурского УФАС России от 11 ноября 2014 г. № 247 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона "О защите конкуренции" в отношении администрации возбуждено дело № <...> и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции". Определением от 13 ноября 2014 года рассмотрение дела назначено на 11 декабря 2014 года в 11 часов 00 минут.
На заседание Комиссии представитель ответчика не явился, уведомлен, ходатайства не заявлялись, представлены письменные пояснения по делу от 25 ноября 2014 г. № <...>.
Комиссией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Как следует из представленных администрацией <...> района пояснений от 25 ноября 2014 г. № <...> нарушение антимонопольного законодательства по 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" выражающегося в бездействии по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Закона "О рекламе" администрация не признает в связи с тем, что администрацией района проводится работа в виде выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций администрациям муниципальных образований, на территории которых данные конструкции были установлены, а также в контроле исполнения выданных предписаний, что подтверждается копиями выданных предписаний и направлений отношений об исполнении законодательства в сфере рекламы руководителям администраций данных муниципальных образований. Предписания выдаются уполномоченным органом администрации <...> района - отделом строительства, архитектуры и ЖКХ. Также отделом производится контроль за исполнением выданных предписаний и выявление самовольно установленных рекламных конструкций. За 2014 год отделом строительства, архитектуры и ЖКХ выявлено 94 самовольно установленных рекламных конструкций на территории пгт <...>, по выявленным конструкциям были выданы предписания администрации пгт <...> о демонтаже данных рекламных конструкций. По другим поселениям самовольно установленные рекламные конструкции не выявлены. В период с апреля по ноябрь 2014 года демонтированы 68 рекламных конструкций. Не приняты меры по демонтажу рекламных конструкций в количестве 26 штук администрацией пгт <...>, о чем был письменно уведомлен глава муниципального образования, также в уведомлении прописано требование о соблюдении законодательства. На основании письменного заявления владельца рекламной конструкции с приложением требуемых документов, руководствуясь административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку рекламных конструкций, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций", утвержденным постановлением главы района от 19 марта 2014 г. № 308, а также положением "О порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в Магдагачинском районе Амурской области", утвержденным постановлением главы района от 19 марта 2014 г. № 307 представительный орган администрации района - отдел строительства, архитектуры и ЖКХ выдает разрешение на установку рекламной конструкции. Выдача разрешений на установку рекламных конструкций, по которым были выданы предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, не производилось. Разрешение на такие рекламные конструкции выдавалось после демонтажа таких конструкций и рассмотрения о возможности выдачи разрешений на основании утвержденных нормативных актов.
Исследовав пояснения ответчика и имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия установила следующее.
Как установлено частью 5.8 статьи 19 Закон "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 статьи 19 Закона "О рекламе" законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона "О рекламе").
Согласно части 10 статьи 19 Закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона "О рекламе").
Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 статьи 19 Закона "О рекламе" обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (часть 21.1 статьи 19 Закона "О рекламе").
Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 статьи 19 Закона "О рекламе" обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (часть 21.2 статьи 19 Закона "О рекламе").
Если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 статьи 19 Закона "О рекламе", ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (часть 21.3 статьи 19 Закона "О рекламе").
Кроме того, в соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15, пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся: утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории соответствующего муниципального образования, осуществляемые в соответствии с Законом "О рекламе".
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 20 августа 2014 г. № <...>, выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом "О рекламе", являются обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе создание дискриминационных условий.
Бездействие органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Закона "О рекламе" содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", в частности в связи с постановкой лица, осуществляющего эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований законодательства "О рекламе", и не исполнившего предписание органа местного самоуправления о демонтаже рекламной конструкции, в преимущественное положение по отношению к лицу, осуществляющему эксплуатацию рекламной конструкции добросовестно, с соблюдением требований законодательства "О рекламе".
Преимущественное положение такого лица обусловлено тем, что, эксплуатируя рекламную конструкцию в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, в связи с бездействием органа местного самоуправления по демонтажу рекламной конструкции, хозяйствующий субъект обеспечивает приток потребителей своих товаров (работ, услуг), а вследствие этого доход от осуществления своей деятельности, независимо от законности распространения рекламы, в отличие от добросовестного хозяйствующего субъекта.
Как следует из устава муниципального образования <...> района <...> области, утвержденного решением Магдагачинского районного Совета народных депутатов от 5 мая 2009 г. № 71 (далее - Устав), к вопросам местного значения района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории района, осуществляемые в соответствии с Законом "О рекламе" (пункт 13.1 части 1 статьи 9 Устава).
Структуру органов местного самоуправления района составляют: представительный орган муниципального образования - <...> районный Совет народных депутатов; глава муниципального образования - глава <...> района, возглавляющий местную администрацию; местная администрация - администрация <...> района, являющаяся исполнительно-распорядительным органом района (статья 22 Устава).
Согласно частям 1, 2 статьи 28 Устава администрация района является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами <...> области. Администрация района является юридическим лицом. Главой районной администрации является избранный населением района глава района. Структуру администрации <...> района составляют: глава администрации района, первый заместитель, заместители, отраслевые (функциональные) органы администрации <...> района.
Как установлено частями 2, 3 статьи 30 Устава юридическими лицами в системе органов местного самоуправления района с полным их наименованием являются: <...> районный Совет народных депутатов; администрация <...> района; комитет по управлению имуществом и природопользованию администрации <...> района; финансовое управление администрации <...> района; отдел образования администрации <...> района.
Органы местного самоуправления, которые в соответствии с законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Отдел строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации <...> района является структурным подразделением администрации и не наделен правами самостоятельного юридического лица в соответствии с Уставом.
Как следует из положения "О порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций в Магдагачинском районе Амурской области", утвержденного постановлением главы района от 19 марта 2014 г. № 307, функции и полномочия, связанные с размещением рекламных конструкций на территории <...> района, в том числе по демонтажу рекламной конструкции, выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, осуществляет администрация <...> района (пункты 2.4, 2.8, 2.9 раздела 2 указанного положения).
В соответствии с пунктом 2.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку рекламных конструкций, аннулирования таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций", утвержденного постановлением главы района от 19 марта 2014 г. № 308, Отдел строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации <...> района является исполнителем указанной муниципальной услуги.
Таким образом, полномочия по демонтажу самовольно установленных рекламных конструкций на территории района, выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции осуществляются непосредственно администрацией <...> района, действующей самостоятельно и от своего имени.
Исходя из представленных ответчиком в материалы дела копиями выданных предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций за 2014 год, предписания выдавались от имени администрации письмами на бланках администрации.
Как следует из письменных пояснений ответчика, а также представленных в материалы дела копиями предписаний, выданных в адрес главы муниципального образования поселка городского типа <...>, писем ответчика от 3 июня 2014 г. № <...>, от 5 сентября 2014 г. № <...>, от 25 ноября 2014 г. № <...> о необходимости выполнения предписаний, направленных также в адрес главы муниципального образования поселка городского типа <...>, в 2014 году администрацией <...> района выдано 91 предписание о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории пгт <...>, 25 из которых на 25 ноября 2014 года не исполнены (N№ <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> - <...>, <...> - <...>, <...>), в том числе в отношении рекламы ИП <...> (предписание № 22, срок исполнения 23 мая 2014 года), <...> (предписание № 24, срок исполнения 23 июля 2014 года), В. (предписание № 30, срок исполнения 30 июля 2014 года), <...> (предписание № 36, срок исполнения 8 августа 2014 года).
Имеющихся в материалах дела документов достаточно для установления факта нарушения ответчиком части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что бездействие администрации <...> района по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" нарушает часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Оценивая представленные ответчиком пояснения по делу, а также документы, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи администрации <...> района предписания об устранении нарушения.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России

решила:

1. Признать бездействие администрации <...> района по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации <...> района предписание о прекращении нарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------