Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Амурского УФАС России от 28.04.2014 по делу N Р-7/02-2014 <О выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в распространении ненадлежащей наружной рекламы>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу № Р-7/02-2014

(извлечение)

15 апреля 2014 года объявлена резолютивная часть решения.
28 апреля 2014 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело № <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", далее - Федеральный закон "О рекламе") по факту распространения на территории г. <...> <...> области в 2013 году наружной рекламы с текстом "В." служба заказа <...> СМС с ценой сразу! Приглашаем водителей<*>",

установила:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с поступлением заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (<...>), Амурским УФАС России установлено, что на территории г. <...> в 2013 году распространена информация с текстом: "В." служба заказа <...> СМС с ценой сразу! Приглашаем водителей <*>",
изображение: "В верхней левой части рука в белой перчатке, держащая на подносе автомобиль желтого цвета с шахматным узором такси черного цвета на правой передней двери".
Заявитель письменно (<...>) указал, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства <...> области ежедневно поступает информация от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, получивших разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <...> области, о деятельности "В.", которое осуществляет услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Министерство транспорта и дорожного хозяйства <...> области ведет реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <...> области, который размещается на официальном сайте Правительства <...> области (<...>) и сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства <...> области (<...>). В указанном реестре отсутствует информация о разрешениях, выданных индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим деятельность под наименованием "В.". Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Заявитель просил провести проверку законности размещения указанной рекламы на телевидении и радио.
18 февраля 2014 года Амурским УФАС России по данному факту возбуждено дело № <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") в отношении ООО <...> (далее - Общество-1).
Ранее Амурским УФАС России уже было возбужденно и рассмотрено дело № <...> по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") по факту распространения рекламы деятельности "В." в эфире телеканала "П.", в эфире телеканала 27 ТВК ("Т."), в эфире радиоканала "Е." на частоте вещания 105,1 FM, в эфире радиоканала "Ш." на частоте вещания 88,7 FM.
7 марта 2014 Амурского УФАС России по делу № <...> принято решение о признании ненадлежащей схожей по содержанию рекламы деятельности "В." с рассматриваемой рекламой по данному делу распространенной в 2013 году на территории г. Благовещенска, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, установила следующие обстоятельства.
Вышеназванная реклама распространялась на территории г. <...> <...> области в 2013 году с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламной конструкции) расположенной в г. <...> по ул. <...> (между ул. <...> и ул. <...>):
текст: "В. служба заказа <...> СМС с ценой сразу! Приглашаем водителей <*>",
изображение: "в верхней левой части рука в белой перчатке, держащая на подносе автомобиль желтого цвета с шахматным узором такси черного цвета на правой передней двери".
Вышеназванная информация подпадает под понятие рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Объектом рекламирования в данном случае являются услуги, оказываемые "В.".
Установлено, что в соответствии с информацией, представленной в материалы дела комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. <...>, разрешение на установку рекламной конструкции по ул. <...> (между ул. <...> и ул. <...>) выдано ООО <...> (далее - Общество-2). Общество-2 письменно (исх. № б/н от 30 января 2014 года; вх. № <...> от 31 января 2014 года) указало, что рекламная конструкция, расположенная по ул. <...> (между ул. <...> и ул. <...>) продана в 2012 году ИП <...> ИП <...> письменно (исх. № б/н от 11 февраля 2014 года; вх. № <...> от 12 февраля 2014 года) пояснил, что рекламная конструкция расположенная по указанному адресу, сторона "А", передана во временное пользование Обществу-1 в соответствии с договором аренды № <...> от <...>.
Комиссией Амурского УФАС России во время рассмотрения дела № <...> исследовался и не нашел своего подтверждения факт наличия в данной рекламе нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Общество-1 письменно (<...>) пояснило, что на рассматриваемом баннере имеется фирменное наименование "В." и указанно, что данная организация является службой заказа, а не службой такси. Имеется контактный телефон для получения информации водителями, имеющими разрешительную документацию на осуществление перевозок пассажиров и багажа, также сообщается, что цена известна сразу, то есть водители при получении информации о поступлении заказа имеют представление о его стоимости.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Текст рекламы, а именно: "В. служба заказа <...>" воспринимается потребителями как служба заказа, позвонив в которую имеется возможность заказать именно такси (автомобиль, принадлежащий индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, имеющему разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и отвечающий всем требованиям в соответствии с законодательством). Однако, как следует из материалов дела, на заказ к потребителям приезжают автомобили, не отвечающие требованиям, предъявляемым к такси.
В соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:
- легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
- легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;
- легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
- легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.
Вышеуказанная реклама, а именно наличие в рекламе шахматного узора такси, создают у потребителей впечатление, что обратившись в службу заказа "В." можно получить услугу именно такси, а ни какую иную услугу. Реклама представлена таким образом, что потребители могут не сомневаться, что служба заказа такси и перевозчик - единое целое. Фактически, по указанному в рекламе телефону потребителям оказывают посреднические услуги по передаче информации от пассажира к водителю, не обладающему правом оказания услуг предоставления такси.
Комиссия считает, что довод Общества-1 о том, что рекламный материал прямо указывает на рекламу службы заказа, несостоятелен по следующим основаниям:
- доминирующим смыслом вышеуказанной рекламы является услуга предоставления именно такси, а никакой иной услуги;
- использование в рекламе Общества-1 фирменного наименования Общества-1 рассчитано на привлечение внимания потребителей именно к слову "Такси", как определяющему вид оказываемых услуг. Фраза "служба заказа" играет в данной рекламе второстепенную роль и не говорит о том, какую именно услугу потребитель может заказать в данной службе. Однако, как следует из материалов дела, Общество-1 оказывает информационные услуги, включающие в себя сбор, обработку и предоставление заказчику информации о пассажирах, желающих воспользоваться транспортными услугами. Таким образом, Общество-1 целенаправленно привлекает внимание потребителей к услугам такси.
13 февраля 2014 года в Амурском УФАС России состоялось заседание экспертного совета по применению законодательства о рекламе по теме: "Оценка восприятия объекта рекламирования". Решением экспертного совета от 13 февраля 2014 года объектом рекламирования в рекламе службы заказа "В.", распространенной на территории г. <...> с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламной конструкции) расположенной по ул. <...> (между ул. <...> и ул. <...>) с текстом "В." служба заказа <...> Смс с ценой сразу! Приглашаем водителей <*>" признаны услуги предоставления такси. Члены экспертного совета и лица, приглашенные на заседание экспертного совета, высказали мнение о том, что реклама службы заказа "В." воспринимается как реклама услуг предоставления такси.
Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства <...> области в ходе рассмотрения дела № <...> указал, что реклама "В." вводит потребителей в заблуждение, так как, позвонив по телефону, указанному в рекламе предоставляются не услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а только оказываются операторские услуги по приему заявки на перевозку, обработку заявки и размещение ее в электронной базе для последующего доступа перевозчиков к указанной базе и выполнении уже перевозчиками услуг по перевозке пассажиров и багажа. ГИБДД УМВД России по <...> области регулярно проводит рейды по выявлению лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <...> области. Протоколы об административных правонарушениях передаются для принятия решений в мировой суд <...> области. Представитель Минтранса <...> области указал, что в данной рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что рекламодатель оказывает только информационные услуги, но не услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и, следовательно, имеет место нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Ранее комиссией Амурского УФАС России при рассмотрении дела № <...> по факту распространения рекламы деятельности "В." схожей по содержанию с рассматриваемой в данном деле были привлечены в качестве заинтересованных лиц к участию в рассмотрении дела Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Б." и Мировой суд <...> области.
В соответствии с материалами, представленными в Амурское УФАС России по делу № Р-<...> участками мировых судей г. <...> № <...>, вх. <...>), № <...>, № <...>; исх. б/н от 25 февраля 2014 года, вх. <...>: протоколами, составленными инспекторами ОТН ОГИБДД ГУ МОМВД России "Б." в ходе проведения рейдов по выявлению лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <...> области, пояснениями пассажиров, установлено, что потребителям, обратившимся по телефону <...>, указанному в рекламе, услугу по перевозке пассажиров и багажа оказывали лица, не имеющие разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории <...> области.
Установлено, что перевозку пассажиров и багажа осуществляют, в частности, водители без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей или образования юридического лица, следовательно, не имеющие разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, так как только юридические лица или индивидуальные предприниматели имеют возможность получить такое разрешение. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", только юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании разрешения деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны обеспечивать контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию, обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра, при этом водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет.
Установлено, что потребители не получают информации из вышеуказанной рекламы о том, что услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси может быть оказана не юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а любым лицом, имеющим в собственности или аренде автомобиль и изъявившим желание заработать, что их жизнь и здоровье могут подвергаться опасности, так как физические лица, незаконно осуществляющие перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не проходят предрейсовый медицинский осмотр, не обеспечивают контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию, могут не иметь необходимого водительского стажа.
Учитывая вышеизложенное, реклама Общества-1 "В.", распространенная на территории г. <...> с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламной конструкции) расположенной по ул. <...> (между ул. <...> и ул. <...>) содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении хозяйствующим субъектом с коммерческим обозначением "В." услуг такси, отсутствует часть существенной информации о хозяйствующих субъектах, предоставляющих услуги такси, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем вышеназванной рекламы является Общество-1 (ИНН, место нахождения: <...>) - лицо определившее объект рекламирования и содержание рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине Общества-1 произошло распространение на территории г. <...> вышеназванной ненадлежащей рекламы, не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, установлены факты нарушения Обществом-1 (рекламодателем) требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно частям 4 и 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществу-1 (рекламодателю) в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"): - о прекращении распространения и нераспространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, вышеназванной рекламы Общества-1 не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу Общества-1, распространенную на территории г. <...> в 2013 году с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламной конструкции) расположенной в г. <...> по ул. <...> (между ул. <...> и ул. <...>) с текстом "В." служба заказа <...> СМС с ценой сразу! Приглашаем водителей <*>",
поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать Обществу-1 предписание о прекращении нарушения.
3. Законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------